Краткая версия доклада для прессы

Пиво против кофе. Влияет ли градостроительство на потребление

В сентябре 2016 тюменские СМИ и соцсети бурлили в полемике после критики от блогера Аркадия Гершмана. Съездив в Тюмень, он посетил новые жилмассивы и в резких тонах раскритиковал их. Вот цитата из его поста с сокращениями:

Просто 27 одинаковых 17-этажных свечек в асфальтовом поле. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада. Не мудрено, что товар первой необходимости здесь, по мнению рынка, спиртное.

Далее он приводит фотографию распространённых во многих местах пивных магазинов:

Фотография из Тюмени

Повод для беспокойства на мой взгляд точно есть, потому что квартиры в новостройках покупают в основном люди в начале карьеры или на пике, уж точно не деградировавшие алкоголики. И ни с того, ни с сего эти люди начинают потреблять пиво в таких количествах, что кое-где “наливайка” находится в каждом доме.

Пивные магазины в микрорайоне Акатуйский (слева) и в Затулинском жилмассиве (справа), Новосибирск. Жилые дома там же

Пивные магазины в микрорайоне Акатуйский (слева) и в Затулинском жилмассиве (справа), Новосибирск.
Красные круги - дома 2010-х годов, жёлтые - хрущёвской эпохи (1957-1969).
Размер круга - число жителей.

Гипотезы

Исследование велось, чтобы проверить два следующих утрверждения:

  1. В спальных районах выше концентрация пивных магазинов, чем в остальных частях города
  2. В центральных частях города, или где хорошая городская среда - скопления кофеен

Чтобы исключить влияние таких факторов, как плотность жителей и условия для экономической активности, я расчитывал сложные показатели: для каждого дома считалось число пивных магазинов в радиусе 500 метров и жителей (и квартир) в этом же радиусе. Если поделить число пивных на число квартир, мы получаем удельные показатели, где плотность жителей не играет роли.

По этому удельному показателю - число пивных на 10 тыс. квартир - новые микрорайоны 21 века опережают другие типы застройки, с некоторыми исключениями в виде неблагополучных районов с очень ветхим жильём и плохой инфраструктурой.

Поскольку в новых жилых домах стали популярны коммерческие первые этажи, можно предположить, что там растёт коммерческая активность. Чтобы это проверить, я построил аналогичные показатели для продуктовых магазинов и аптек. Оказалось, что новых микрорайонах они либо не меняются, либо падают.

В общем, по результатам исследования 20 городов, в новых микрорайонах 21 века удельное число пивных магазинов растёт, тогда как торговля повседневными товарами отстаёт от среднегородского уровня.

Фактор удалённости и эпохи застройки

Во многих городах удельное количество пивных больше всего в домах последних лет и удалённых от центра.

Удалённость от центра и эпоха застройки, Воронеж Удалённость от центра и эпоха застройки, Красноярск

Пару слов о том, что такое эпохи: в разные периоды истории в СССР и России была разная экономика строительства и градостроительные подходы.

  • дореволюционная - города строились стандартными кварталами как в Европе, архитектура зданий повторяла европейскую
  • раннесоветская - до 1933 года. Здания строились в основном в центрах городов для работников НКВД, но архитекторы той эпохи ещё продолжали работать в старой традиции градостроительства.
  • сталинская - длилась с 1933-4 и до середины 1950-х. Дома для элиты строились по-прежнему, но также построены и большие рабочие посёлки, как правило по обходным технологиям, большинство из котрых сейчас в аварийном состоянии.
  • хрущёвская - с 1958 и до конца 1960-х - массовое жилое строительство в разы более масштабное, чем в сталинскую эпоху, появление строчной застройки
  • позднесоветская - 1970-е и до 1993 года - рост квадратных метров, появление свободной планировки и укрупнение мегакварталов
  • 90-е годы - резкое падение строительства. В Москве это новые типологии и псеводэлитное жильё, в регионах - достройка заложенных в советские годы зданий.
  • нулевые годы - экономический рост и рост строительства с 2003 года, однако в основном жилые дома ещё строятся в центрах, точечно.
  • 2010-е - после кризиса 2008-9 годов строительный сектор получил большие субсидии на ипотеку и стал строить массовое жильё на окраинах городов.

Какая застройка лучше для центра

В центрах городов много кофеен, которые в отличие от другого общепита работают как места разных встреч и развлечения, поэтому в них главное - место, а еда - второстепенна. Вполне ожидаемо удельное число кофеен высоко в центрах городов, а в удалённых микрорайонах их почти нет.

Одной из целей исследования было показать, работает ли традиционный город (с небольшими кварталами и узкими улицами) лучше как центр, чем модернистский со свободной планировкой и открытыми пространствами. Проблемой было то, что старинные руссие города сейчас автоматически стали центрами.

Удалось установить, что на любом расстоянии от центра в дореволюционных домах больше кофеен на жителя, чем в более новых (см. графики ниже).

График: Доступность кофеен в зависимости от удалённости и эпохи застройки, Нижний Новгород График: Доступность кофеен в зависимости от удалённости и эпохи застройки, Санкт-Петербург

Выводы

  1. Аркадий Гершман был прав в своих наблюдениях. В домах 2010-х годов постройки на одного жителя приходится больше пивных, чем в зданиях других эпох на том же расстоянии от центра. При этом число продуктовых магазинов и аптек на жителя - меньше. Чем это объясняется - вопрос к социологам и другим специалистам, но сам факт - повод для беспокойства.
  2. Чем дальше от центра, тем больше у жилых домов пивных магазинов.
  3. Дома дореволюционной и раннесоветской застройки лучше обеспечены кофейнями, чем дома более поздних эпох на том же расстоянии от центра. То есть традиционная (дореволюционная) планировка города лучше работает как центр и создаёт активность.
  4. Города, где большая ровная сетка кварталов, судя по концентрации кофеен, имеют более обширный центр.

Что конкретно вызвано такое количество “наливаек” в новых микрорайонах, сказать с уверенностью трудно, нужны социологические исследования с разбором распорядка дня жителей.

Можно предположить, что при постоянных поездках с окраины в город жители сильно устают, и оставшееся свободное время отдыхают дома и начинают выпивать за телевизором или компьютерной игрой. Если пиво дешёвое, можно постепенно пить большое количество, тем более, что разливное пиво сейчас становится вкуснее стандартного бутылочного. Впрочем, я не решусь выдвигать предложения о мерах, тем более, что даже полный запрет не спасёт многие районы от социальной деградации.

Многие такие районы наполнены, как у нас принято выражаться, “контингентом”, по двум причинам: квалифицированные и просто богатые люди могут себе позволить уехать из некомфортного и неудобного района, а бедные - нет. Судя по описаниям из репортажа Алексея Боярского “Здравствуй, гетто”, есть риск оказаться запертым в таком районе в порочном круге: нет хорошей работы, поэтому нет доходов чтобы переехать, оставаться в неудобном месте, где всё свободное время съедают поездки и бытовые вопросы, отсюда - нет возможности самообразовываться и найти приличную работу.

Но даже если район не настолько опасен, в российских городах полно микрорайонов “хрущёвок” и “брежневок”, где все нормы соблюдены, но взрослому человеку просто нечем заняться. В крупных городах вся территория, конечно, не может быть центром, но в районах естественным путём формируются локальные центры, где всё необходимое для жизни доступно пешком, и есть место для местного сообщества и некоторой общественной жизни. В советских микрорайонах такое место искуственно подавлено. Кстати, аналогичные проблемы есть в столице Бразилии, построенной по тем же принципам, что и советские города.

Здесь можно прочитать мой развёрнутый комментарий и комментарий Аркадия Гершмана. Карты и графики собраны на отдельной странице.

Дмитрий Лебедев, сентябрь 2016-май 2017.

Огромная благодарность за помощь Дарье Кисельниковой, Александру Ложкину и Дмитрию Ощепкову.